Пептидогликаны оказывают адъювантный митогенный эффект, активируют систему комплемента по альтернативному пути и, кроме того, индуцируют специфические реакции клеточного и гуморального иммунитета, с которыми связана часть резистентности к патогенным и, в особенности, к условно-патогенным бактериям. Пептидогликаны служат одним из формообразующих элементов экологической системы «макроорганизм - нормальная микрофлора», поддерживая фоновый уровень противобактериального иммунитета. Антитела к пептидогликанам выступают как опсонины, активирующие фагоцитоз. Показано, что пептидогликаны микроорганизмов эффективно взаимодействуют с нейтрофилами человека, претер-певая опсонизацию «нормальными» антителами, которые содержатся в Ig G-фракции сыворотки здоровых людей. Таким образом, основным фактором иммунного и опсонизирующего действия нормальной сыворотки крови, обеспечивающим эффективный фагоцитоз и деструкцию микроорганизмов, персистирующих в макроорганизме, являются цитофильные иммуноглобу-лины G, специфичные к пептидогликану.
Результаты исследований показывают, что пептидогликан Staphylococcus aureus тоже представляет собой вещество, неоднородное по степени полимеризованности, которое усиливает адгезивные реакции в системе «нейтрофил-эндотелий». Он стимулирует как нейтрофилы, так и эндотелиоциты. В опытах эндотелий, обработанный пептидогликаном, также выделял вещества, которые повышали адгезию в системе «нейтрофилэндотелий». Авторы склонны думать, что, возможно, пептидогликаны могут индуцировать экспрессию адгезивных молекул на мембране эндотелиоцитов.
В спектре реактивности к пептидогликанам различных бактерий Staphylococcus aureus занимал лидирующее положение, что подчеркивает иммунологическую неоднородность пептидогликанов. Выявлено различие между действием растворимой и нерастворимой фракций пептидогликана Staphylococcus aureus. Первая из них проявляла опосредованное имму-носупрессивное действие, наделяя этим свойством живые бактерии, другая непосредственно угнетала реакции гиперчувствительность замедленного типа. Введение мышам растворимого пептидогликана не сопровождалось изменением уровня гиперчувствительности замедленного типа. Тем не менее, если животным, вместе с растворимым пептидогликаном, вводили живую культуру бактерий (кишечных палочек, шигелл, сальмонелл), то оказывалось возможным снижение гиперчувствительности замедленного типа. При этом введение только бактерий без пептидогликана не вело к угнетению гиперчувствительности замедленного типа. Непременным условием для проявления иммуносупрессии было введение вместе с растворимым пептидогликаном живых бактерий. При использовании в этих опытах бактерий, убитых нагреванием, угнетения гиперчувствительности замедленного типа не наблюдали. Такие результаты свидетельствуют о том, что растворимый пептидогликан, который не угнетает гиперчувствительности замедленного типа самостоятельно, может наделять, возможно, иммуносупрессивными свойствами живые бактерии. Подобное действие было выявлено авторами ранее у липополисахаридов Shigella sonnei, способного вызывать кератоконъюнктивит у морских свинок. По-видимому, инвазивность и иммуносупрессивное действие липополисахаридов Shigella sonnei связано с генами плазмиды инвазивности pSS120. Выявление этого гена позволило сделать предположение о наличии такой активности у многих грамотрицательных и грамположительных микроорганизмов. С целью определения природы активного фактора растворимый пептидогликан был обработан иммуносорбентом, полученным с антисыворотки на его нерастворимую фракцию. Установлено, что обработанный иммуносорбентом препарат при введении мышам вместе с Escherichia coli не вызывал супрессии иммунного ответа. Потеря растворимым пептидогликаном способности наделять бактерии иммуносупрессивными свойствами после истощения антителами к нерастворимому пептидогликану свидетельствует о серологической идентичности нерастворимого пептидогликана и активного фактора растворимой его фракции. Авторы указывают на возможность фенотипических взаимодействий между стафилококком и энтеробактериями в процессе их паразитирования относительно влияния на организм хозяина.
Тезис о бактериальном пептидогликане как иммунологической мишени может быть подтвержден и его чувствительностью к факторам защиты макроорганизма, по отношению к которым другие компоненты бактериаль-ной клетки проявляют высокую резистентность. Сапрофитные виды грамположительных микроорганизмов с поверхностно расположенным (не-экранированным) пептидогликаном высоко чувствительны к лизоциму, тогда как грамотрицательные клетки с экранированным пептидогликаном (с помощью ЛПС-покрытия) устойчивы к литическому действию лизоцима. Возможно, этим же можно объяснить известный факт о преобладающем внутриклеточном паразитировании грамотрицательных патогенов (с прикрытым пептидогликаном) в отличие от грамположительных микроорганизмов (с открытым пептидогликаном). Пептидогликановый полимер бактерий остается чувствительным и уязвимым для факторов иммунологической защиты организма, что делает возможной продолжительную персистенцию лишь для группы грамотрицательных микроорганизмов (с прикрытым пептидогликаном) и некоторых представителей грамположительной флоры (с компонентами секреторной защиты). С целью выживания в организме бактериальная клетка защищает или снимает свой пептидогликан, используя, в частности, такой прием, как секреция факторов иммуносупресии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий